Самое сложное в йоге - это расстелить коврик

YogaDom

 

Йога подобна музыке, ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни! Шри Б. К.С. Айенгар

8 (926) 203 77 00

8 (925) 779 05 42

 

 

 

 

Урок 3.

СЕРИЯ УРОКОВ «ONLINE ОБУЧЕНИЕ ЙОГЕ»

ШРИ ПРАШАНТ АЙЕНГАР

УРОК 3, 18 АПРЕЛЯ 2020

“Намаскар!

Сегодня наша третья встреча, посвящённая изучению йоги.

Основная проблема, с которой мы часто сталкиваемся, состоит в том, что йогу считают предметом исключительно практическим.

Есть сложившееся мнение, что, занимаясь йогой, надо проявлять активность, что-то выполнять, делать, практиковать.

Но я хочу к этому добавить, что в йоге большое место должно быть отведено изучению.

Чтобы что-то сделать, нам необходимо обладать знаниями.

И тут есть два пути.

Один путь – делая, вы учитесь.

Но есть и другой путь, когда вы учитесь, а затем делаете.

На этот раз речь пойдет о том, чтобы сперва получить знание, а затем применить это знание на практике.

Сегодня я хочу немного подробнее остановиться на разнице между понятиями поза и асана.

Поза имеет отношение к биомеханике, она выполняется с помощью биомеханических действий.

Но где же йога в позах?

Позы необходимы и мы должны учиться их выполнять.

Вы должны знать, как выполнять позы правильно, точно, как делать их хорошо.

И через такое выполнение поз мы начинаем изучать йогу.

Позвольте мне показать это на примере.

Например, вы приняли положение Вирасана.

Что вы делаете, чтобы выполнить позу правильно?

Вы садитесь в позу.

Вы вращаете задние бедра изнутри наружу.

Вы вращаете передние бедра внутрь.

Вы сидите прямо.

Держите крестец прямо.

Раскрываете грудь.

Поднимаете позвоночник вверх.

Плечи отводите назад.

И все это – простая биомеханика, работа частей тела.

Можно поменять положение рук вверх, назад, Намаскар за спиной, руки в Парватасане над головой, руки Гомукхасаны за спиной или руки Гарудасаны впереди.

Вы можете выполнять все эти вариации позы.

И выполняя все эти вариации позы, вы будете направлять какие то части тела вверх, а какие то вниз, втягивать и вытягивать, выпрямлять, напрягать и расслаблять, создавать подъем крестца вертикально, поднимать диафрагму, поднимать грудную клетку, отводить плечи назад , лопатки двигать вперед, втягивать грудной отдел позвоночника.

Вот это все – биомеханика.

Такое выполнение начинается с биомеханических действий и заканчивается биомеханикой.

Поза – это как стартер для двигателя машины.

Если двигатель уже работает, вы не будете включать стартер еще несколько раз.

Аналогичным образом, поза выступает в роли стартера и с ее помощью мы переходим к выполнению Асаны.

И если мы входим в состояние Асаны, то что это означает?

Это означает осознанность и связь тела, ума и дыхания, как я говорил на первом Уроке.

Далее, например, в этой же Вирасане существует акцентуация.

К примеру, вы можете сделать Вирасану, вовлекая бедра, ягодицы, крестец и лобковую кость.

При выполнении позы акцент будет сделан на взаимодействие этих частей тела.

При выполнении позы постарайтесь выяснить, где находится ваш центр, от какой отправной точки наступает взаимодействие частей тела: от крестца, от копчика, от бедер, от ягодиц, области промежности, область ниже копчика, низ живота, внутренние слои таза?

Затем, можно сместить акцент позы на область лопаток.

И постарайтесь понаблюдать, как вы меняете динамику в позе при смещении акцента с

выравнивания таза на выравнивание лопаток.

Затем, от выравнивания лопаток переходите к выравниванию грудной клетки, к выравниванию диафрагмы, выравниванию области живота.

Возможны различные варианты создания взаимодействий.

Словно вы не просто заводите автомобиль, а вы ведете автомобиль.

Вы выполняете асану, как ведете автомобиль.

Автомобиль можно вести по-разному, так же существуют разные способы, как можно выполнять

асану.

Выполнение асаны - больше, чем просто выполнение позы.

В позе вы наблюдаете все физическое тело в целом.

Находясь в Вирасане, выполняя ее как физическое упражнение, исследуйте, что вы можете упражнять в вашем плотном теле, находясь в Вирасане. Это может быть положение рук паршва намаскарасана, гомукхасана, вирасана, руки горудасаны впереди, руки парватасаны над головой.

Все эти вариации будут воздействовать на тело по-разному.

Это своего рода физкультура.

В асане вы не только исследуете, как делать движения, но и то, как происходит ваше дыхание.

Как происходит нормальный вдох, нормальный выдох, удлиненный вдох, удлиненный выдох, резкое дыхание, расширяющее дыхание, удлиненное дыхание.

Так же иногда в позах уделяйте внимание энергетическим практикам - Уддияна крийе, Уддияна Мудре.

Различные виды дыхания помогут создавать более глубокие взаимосвязи в теле.

Вы можете умом оказывать воздействие на ваше плотное физическое тело, вырабатывая такие качества, как воля, терпение.

Уделяя внимание этому при занятии йогой, каждый раз вы создаете и укрепляете эту привычку.

Вы можете умом оказывать воздействие на плотное физическое тело.

Итак, исследуйте влияние ума и дыхания на плотное физическое тело, изучайте, как они взаимодействуют между собой и что это дает.

Но даже если вы выполняете позу таким образом, все же, это будет являться физкультурой.

Вы используете тело, ум, дыхание на благо телу.

Вы используете комбинации разных воздействий и связей между телом, умом и дыханием на скелетно-мышечный аппарат, физическое тело, и это тоже физкультура.

Занимаясь йогой, мы должны подняться над физической культурой.

Если вы выполняете асану, то она должна быть больше, чем физкультура, не останавливайтесь только на физической части.

Постарайтесь исследовать, какие существуют возможности при выполнении асаны.

Например, вы сидите в Вирасане, руки Парватасаны, вытянуты вверх над головой, пальцы рук переплетены.

Направляйте плечи вниз, выпрямляйте локти, расправляйте подмышки.

Мы привыкли делать это физическим телом.

Находясь в позе, начните дышать.

Сделайте так, чтобы не просто дыхание помогало выполнять позу, а чтобы само положение грудной клетки в позе оказало влияние на развитие дыхания.

Почувствуйте, как вы можете использовать произвольное дыхание, глубокое дыхание.

Поймите, какие преимущества дает дыханию положение грудной клетки, спины и позвоночника, живота, крестца, бедер, ягодиц, низа живота и промежности в положении Вирасаны, осознайте, как меняется дыхание.

Итак, поза и вариация выполнения позы должны оказывать влияние на дыхание, я называю это акцентуацией.

Аналогичным образом вы можете поступить с умом.

Объективируйте ваш ум.

Осознайте состояние вашего ума.

Словно мы фотографируем позу?

Мы направляем внимание в камеру, и направляем камеру, выставляем освещение, проверяем, что попадает в объектив, как падает освещение, настраиваем фокус, и только затем делаем снимок завершенного образа в фокусе.

Представьте, что вы - инструмент наблюдения за дыханием.

Этот инструмент определяет, активизируете ли Вы дыхание, удается ли влиять при помощи тела и ума на дыхание, улучшается ли дыхание при этом.

Инструмент определяет, как на выдохе и на вдохе положение Парватасана в Вирасане влияет на дыхание, какие новые качества дыхания можно определить.

Другая поза будет раскрывать ваше дыхание по-другому.

То есть не просто используйте дыхание в практике, а используйте особенности и возможности позы и их влияние на дыхание.

Аналогичным образом вы можете обращаться с умом.

Представьте, что вы - инструмент, который улавливает волны мозговой активности.

Альфа, бета, гамма волны.

Вы наблюдаете само состояние ума, изменение состояния ума, влияние на ум, словно снимаете энцефалограмму, словно сканируете ваш мозг, наблюдаете ум и влияние, которое асана оказывает на состояние вашего ума.

Итак, мы можем использовать состояние ума, чтобы выполнять асану, и, наоборот, выполняя асану, мы можем влиять на состояние ума.

Если мы выполняем просто позу йоги, этого не происходит.

Итак, осуществляйте взаимосвязь тела, ума и дыхания.

Позвольте мне привнести еще одну мысль сегодня.

Обычно мы говорим предложением: «Я делаю Вирасану».

Какой смысл мы вкладываем в это предложение, куда ставим ударение?

Постарайтесь понять синтаксис предложения - подлежащее, сказуемое и дополнение.

Что будет, если смысловое ударение в предложении с дополнения сместить на существительное и сказать так: «Я - тот, кто выполняет Вирасану».

Получается, что у первоначального предложения есть одновременно два смысла.

Вы делаете именно Вирасану, и одновременно, вы – тот, кто делает, вы являетесь исполнителем Вирасаны.

У предложения появляется более широкий смысл.

Мы начинаем подразумевать волю, настойчивость, терпение, намерение, восприятие, ощущения, когда называем себя исполнителем Вирасаны.

Можно найти еще одно значение – вы являетесь инструментом.

Когда вы говорите, что выполняете Вирасану, вы имеете в виду, что вы являетесь инструментом для выполнения Вирасаны.

И теперь проследите динамику асаны, когда вы выступаете в роли делающего и когда вы выступаете в роли инструмента.

Третье значение: «Вирасана оказывает воздействие на меня».

Такое понимание вырабатывает и развивает субьективность.

Попробуйте пройти через все эти смыслы и осознайте динамику этих акцентов.

Я делаю Вирасану, я являюсь тем, кто выполняет Вирасану, и Вирасана делает меня.

Вирасана является инструментом, Вирасана – объект и Вирасана субьект, то есть я меняюсь под воздействием Вирасаны.

Итак, знайте эту смысловую разницу и постарайтесь помнить о ней, изучая различные взаимосвязи при выполнении Асаны.

Когда вы выступаете в роли субьекта – вы тот, на кого оказывается воздействие.

Вы являетесь исполнителем асаны, когда вы идентифицируете себя с вашим физическим телом.

Далее, ассоциируйте себя со своим дыханием.

Вы дышите.

Вы – суть дыхания, идентифицируйте себя с дыханием.

Обратите внимание, как изменятся связи и согласованность в асане.

В-третьих, идентифицируйте себя с собственным умом.

Я есть ум.

Если я – ум, что я думаю, полагаю?

Итак, существуют три разных направленности: если я – тело, что я буду думать, если я – дыхание, что я буду думать, и если я – ум, что я буду думать?

Все это – нюансы, характеризующие асану йоги, а не позу.

Поскольку в позе вы отождествляете себя с телом.

К примеру, вы говорите: «я держусь прямо, что означает «мое тело выпрямлено», или я жесткий, что значит «мое тело жесткое».

В позе каждый идентифицирует себя как тело, которое восприимчиво к изменению положения и гравитации.

Как только вы начинаете отождествлять себя с дыханием, появляются совсем другие, новые ощущения.

И вы можете изучать, как меняются взаимосвязи всех составляющих асану, как меняется состояние.

Йога – это история о том, как идентифицировать себя не только с телом, но и с дыханием и с умом.

Предметом йоги является «я – тот, кто делает Вирасану».

Создавайте привычку и учитесь быть субъектом.

Если вы исполнитель то вы вовлечены в деятельность, участвуете в деятельности, и вы не можете стать свидетелем того, что происходит в асане.

Йога же предполагает, что вы становитесь свидетелем происходящего.

Поэтому, как я уже вам говорил, позвольте телу, дыханию и уму взаимодействовать, и наблюдайте, как происходит это взаимодействия в различных направлениях.

И тогда, вскоре, вы встанете на путь наблюдателя, научитесь быть свидетелем.

И это очень важная материя, что касается асан.

Вы не исполнитель, и даже не делаете, и даже не тот, на кого асана оказывает воздействие.

Вы – свидетель, наблюдатель асаны.

Если вы находитесь на уровне «делающий, находящийся под воздействием» - это материалистический подход.

Ели вы являетесь свидетелем, наблюдателем того, как тело, ум и дыхание воздействуют друг на друга и взаимодействуют, вы становитесь ближе к сути йоги.

И моя задача сегодня - предотвратить непонимание разницы между тем, что такое асана и что такое поза.

Не путайте позу с асаной.

Изучайте динамику, разнонаправленность асаны.

Далее, существует непонимание принципов яма и нияма.

Мы поговорим с вами об этом на следующем уроке.

Многие полагают, что яма и нияма – это морально - этические практики.

Но, согласно учению Патанждали, основополагающие принципы яма и нияма не являются морально- этическими практиками, они не морально – этические принципы.

Это этические и религиозные (духовные) принципы.

Следует развеять иллюзии.

Многие считают, что это морально-этические принципы, но это не так.

Оставлю это объяснение для следующего урока, где расскажу вам, что такое яма и нияма.

Я буду объяснять, почему они не являются морально-этическими нормами и принципами.

Благодарю вас за внимание.

Намаскар!”