Самое сложное в йоге - это расстелить коврик
Йога подобна музыке, ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни! Шри Б. К.С. Айенгар
8 (926) 203 77 00
8 (925) 779 05 42
СЕРИЯ УРОКОВ «ONLINE ОБУЧЕНИЕ ЙОГЕ»
ШРИ ПРАШАНТ АЙЕНГАР
УРОК 1, 8 АПРЕЛЯ 2020
«Намаскар, приветствую всех.
Сегодня Хануман-Джаянти (праздник день явления Ханумана).
И в честь Хануман-Джаянти я намерен дать своего рода он-лайн учение о йоге.
Это не он-лайн класс. Весь Мир знаком с он-лайн классами, особенно в связи с проблемой
коронавируса во всем Мире.
Я не буду преподавать йогу он-лайн, я дам своего рода учение о йоге.
Позвольте мне сделать следующее заявление: это учение открыто всем, кто практикует йогу, от
совсем новичков до тех, кто считает себя старшими учениками и, в целом, будет большим
подспорьем для всех, кто практикует йогу в традиции семьи Айенгаров.
Это не будет класс, где, как вы знаете, мы делаем асаны.
К сожалению, сегодня йога сводится к выполнению асан, или может быть асан и пранаям, или асан, пранаям и медитаций - это то, что мы включаем в понятие йога.
Что касается учения, я не буду говорить вам какие позы выполнять.
Вы можете выполнять любую позу, с которой вы начинаете ваше занятие.
Мои инструкции будут подходить для любой позы, которую вы выполняете.
Для молодежи, которая кипит энергией и жаждет физической нагрузки и для людей постарше,
которые, возможно, ищут не только физической активности, но и стремятся обрести здоровье и
хорошее самочувствие, для любой из названных групп людей это учение будет являться благом,
по крайней мере, так я чувствую.
Итак, можете войти в любую позу.
Это может быть поза лежа или поза стоя, та поза, с которой Вы обычно начинаете практику.
И теперь я хочу, чтобы вы поняли, что вы делаете не просто позы.
Вы входите в так называемую позу, но это не просто поза.
Давайте посмотрим, в чем состоит проявленность йоги при выполнении поз.
На начальной стадии выполнения вам необходимо начать осознавать ваше тело, ум и дыхание, потому что в разных позах физиология дыхания меняется, в каждой позе вы дышите по-разному.
Итак, начните осознавать ваше дыхание, ваш ум, ваше тело.
И вот вы вошли в позу. Принять позу и находиться в ней не является йогой.
Что должно происходить на физическом плане – вам нужно начать вовлекать в выполнение позы
все видимые части тела, которые вы только можете использовать.
Если вы выполняете позу стоя, вы можете задействовать конечности.
Вы можете создавать работу ног и рук для выполнения позы.
Если вы выполняете позу лежа, также понаблюдайте, какие части тела вы можете включить для выполнения позы.
Например, при выполнении поз следует обращать внимание на область таза, область низа и
верха живота, область грудной клетки, верх, низ спины – обращайте внимание на включение
работу всех видимых частей тела.
Итак, обращайте внимание на то, насколько и как вы можете использовать ноги, руки, туловище и
его части.
Выполнение асаны - это не только само положение тела.
Находясь в позе, создавайте работу всех частей тела для развития позы.
Я говорю о любой части тела, которую можно вовлечь в выполнения позы.
Находите, осознавайте и обращайтесь ко всем частям тела.
Создавайте связь между конечностями и туловищем, приводите их к взаимодействию и изучайте это взаимодействие.
Также, постарайтесь понять, что выполняя любую позу, вы не только задействуете части
тела, но и выполняете определенный вид биомеханического воздействия, например: сжатие, выпрямление, вытяжение, удлинение, расширение, сгибание, разгибание, вращение, вы можете тянуть, толкать, направлять внутрь, направлять наружу и так далее.
Биомеханическое воздействие оказывает сильное влияние на выполнении позы как физического
упражнения.
Итак, выполняя физическое упражнение, постарайтесь понять, как можно задействовать все тело, скелетную структуру при выполнении каждой позы.
И когда вы это будете делать, вы будете использовать дыхание, применительно к
задействованным частям тела.
Например, глубокий полный выдох, глубокий полный вдох, контролируемое дыхание,
отличающееся от обычного: резкое дыхание, мягкое дыхание, расширяющее дыхание,
удлиняющее дыхание.
Применяйте разные виды дыхания для разных положений тела, пробуйте как можно дыханием
помочь телу выполнять позу.
Что касается ума, используйте ваш ум в соответствии с намерением, с которым вы
выполняете позу.
Сосредоточьте ум на осознании и понимании вашего тела, на том, как вы вовлекаете ваше тело в выполнение позы, на том, как тело работает.
Если вы создаете намерение задействовать тело, то тело начнет действовать в соответствии с
намерением.
Итак, начните осознавать активность тела умом, привнесите осознание тела в ваш ум.
Теперь о воле.
Для выполнения некоторых поз стоя необходимо применять явно выраженное волевое усилие.
Это также свойство ума.
Постарайтесь привнести такие аспекты ума как чувственность, восприятие, осознанность,
обучаемость, намерение, волю, чувствительность – это все функции ума, убедитесь, что эти
свойства ума присутствуют при выполнении поз.
Если вы хотите воздействовать на внутреннее органическое тело, постарайтесь сделать это
воздействие всесторонним.
Воздействуйте на органы таза, органы живота, органы грудной клетки – все органы,
расположенные внутри тела, которые мы называем органическим телом.
Сжатие, вытяжение, расширение, уплотнение, сужение, сгибание и разгибание, вращение – все те же биомеханические виды действий, которые вы применяете для тренировки физического тела
можно применять к органическому телу.
Итак, концентрируйте внимание при воздействии на физическое тело: объединяйте работу
конечностей и туловища в позе, соотносите дыхание с работой тела, используйте выдохи и вдохи, нормальное или контролируемое дыхание и привнесите в работу тела и дыхание такие функции ума как чувствительность, восприятие, осознание, память, воля, намерение, усердие.
Поймите, как ум может способствовать и воздействовать на работу тела – это есть сосредоточение ума.
В классическом понимании, в асане не обязательно пребывать длительное время.
Если вы выполняете несимметричную асану, то вы можете выполнить в другую сторону.
Симметричную позу можно выполнить еще раз.
Некоторые асаны выполняются в течение довольно короткого времени, например, если мы
посмотрим на Ширшасану и Триконасану: Ширшасана – поза, которая выполняется длительное время, Триконасана – поза, которая выполняется короткое время.
Итак, если вы делаете асану с коротким временем выполнения, вы можете выполнить позу
повторно.
Вы можете самостоятельно менять сторону выполнения позы, следуя инструкциям, которые я вам даю.
Также можно выполнять позу много раз.
Вернемся к интенсивному воздействию на физическое тело, такому, как биомеханическое
воздействие: выпрямление, вытяжение, удлинение, расширение, втягивание, надувание,
сужение, расширение, утолщение, уплощение, тянуть, толкать, вращать, сгибать: что бы вы ни
предпринимали в позе – на этих видах активности тела можно сосредоточиться при выполнении
позы.
Аналогичным образом можно сосредоточиться на дыхании, выполняя полное дыхание или
контролируемое дыхание вместо того, чтобы дышать обычно.
Проверьте, как полный вдох или полный выдох будут влиять на выполнение позы.
Изменение скорости дыхания.
Делайте ваше дыхание более тонким, дышите медленно, медленнее и еще медленнее.
Или же, сделайте дыхание более обширным, резким и быстрым.
Сконцентрируйтесь на дыхании.
Поэкспериментируйте, как тот или иной вид дыхания влияют на физиологию в позе, меняя во-
первых - объем и во-вторых - скорость дыхания.
В-третьих, вы можете сосредоточиться на локализации дыхания: дыхание в области таза, живота, диафрагмы, грудной клетки, и даже в области головы, мозга, лица, черепа.
Вы можете осуществлять дыхание через все эти участки.
Вы можете использовать дыхание и тренировать дыхание вы можете ограничивать дыхание и
можете воспитывать дыхательные привычки применительно к различным частям тела.
Итак, вы можете использовать дыхание, развивать дыхание, управлять дыханием, вы можете направлять дыхание в различные участки.
Помните об этом.
Таким же образом вы можете упражнять ум.
Вы можете воспитывать силу воли.
Например, не просто создавать намерение выполнить позу, а вырабатывать волевое усилие.
Почему бы, при выполнении позы не применить всю осознанность, все восприятие?
При выполнении позы создавайте и усиливайте волю, стремление, концентрацию, чувствительность, терпение, осознанность.
Вы можете тренировать свой ум, выполняя позу. Такая тренировка ума называется концентрацией
ума.
Итак, существует концентрация на работе тела, когда мы объединяем работу тела,
дыхание и ум, заставляя тело совершать действие.
Существует концентрация на дыхании, когда объединяя работу тела, работу ума и дыхание, мы
концентрируемся на дыхании, заставляя себя совершать вдохи и выдохи определенным образом.
При концентрации ума, деятельность ума соотносится с телом и дыханием.
Работа тела, ума и дыхания сливаются в единое действие, являясь результатом множества
различных действий.
Такая практика выполнения асан является классической йогой.
В противном случае, мы просто учимся делать позы, совершенствовать позы и практиковать позы, что не является классической практикой йоги.
Единство тела ума и дыхания - базовые компоненты, которые должны присутствовать в практике йоги.
Итак, мы должны тренировать наше тело, ум и дыхание подобным образом.
Например, при выполнении сложных поз бывает трудно дышать .
В таком случае, сконцентрируйтесь на дыхании в позе и старайтесь успокоить дыхание и дышать
нормально, тогда, объединяя тело, ум и дыхание, вы сможете выполнять позу.
В йоге мы должны стремиться к чистоте любого процесса (действия).
Например, при выполнении асан для очищения важен выдох, он используется, чтобы очистить
физическое тело, память долговременную и кратковременную, и, возможно, на более
продвинутых этапах практики глубинное сознание, внутреннее тело и тонкие тела.
Итак, при выполнении всех поз старайтесь все чаще вспоминать о выдохе, что найдет отражение
на клеточном уровне, на уровне частей тела, например голова, мозг и так до самого таза.
Вот попробуйте провести эксперимент, когда вы хотите выдохнуть не обычный объем воздуха,
это может вызвать внутренний выброс, может быть похоже внутреннее избавление, внутренне
очищение.
Потому что постулатом классической йоги является очищение на любом этапе любого аспекта практики.
Итак, постарайтесь выяснить, как вы можете создавать очищение на любом этапе практики йоги, в любой позе, которую вы выполняете.
Выполняйте не просто позу, потому что очень многое нужно свести воедино – тело, ум, дыхание,
концентрация, внимание в позе, так что нельзя считать это просто позой.
Очищение один из аспектов йоги, еще один важный аспект – точность, выравнивание.
Если мы посмотрим главу Йога Сутры главу II сутра 28, где говорится об Аштанга йоге:
«Преданная практика, осуществляемая на всех ступенях йоги, смывает загрязнения, и венец
мудрости сияет в своей славе», вы увидите, что есть два процесса: один – очищение, созерцание и
другой – знание.
Когда вы осознаны, когда вы совершаете ментальное действие, используете интеллект,
совершаете эмоциональное действие, психологическое действие, умственное действие,
психическое действие – это есть знание.
Когда вы делаете все осознанно, используя чувственное восприятие, осознавая и ощущая все, что вы делаете – это так же является процессом познания.
Вы можете четко определить наличие обоих аспектов – очищение и познание, как говорил в Йога Сутрах Патанджали.
Конечно же, йога - это процесс очищения и йога – это процесс познания.
А поскольку йога – процесс познания, в йоге есть место обучению.
Вы изучаете свое тело, ум и дыхание, вы изучаете взаимодействие тела, ума и дыхания, и вы
узнаете, как они работают друг для друга.
Ваше тело работает не для вас, ваш ум работает не для вас, ваше дыхание работает не для вас, но
они работают друг для друга.
Это такая мощная внутренняя социальная культура внутри вас, такое внутреннее состояние
сообщения, процесс внутреннего взаимодействия, некий социологический акт между аспектами
тела, аспектами ума и аспектами дыхания.
Вот это основное положение йоги, искать, исследовать, изучать, делать открытия при выполнении любой позы.
Итак, вы можете выполнять любые позы, принимать любые положения тела и изучать, как
эта концепция проявляется при выполнении поз, как происходит изучение.
Я много вам рассказал.
Теперь, когда я рассказал вам об учении йоги, я перейду к теме, которая сейчас очень волнует
всех – ситуация с коронавирусом.
Весь мир находится в напряжении, стрессе, страхе.
Позвольте мне сказать несколько слов об этом.
Сейчас все страстно желают иметь хороший иммунитет.
Потому что лекарства от коронавируса пока нет.
Поэтому нам всем необходимо усиливать иммунную систему, повышать иммунитет.
С точки зрения йоги иммунитет зависит от двух факторов.
Во-первых, внутренние органы, в частности, органы брюшной полости должны хорошо
функционировать.
Если органы пищеварения не будут функционировать идеально, то мы легко можем
инфицироваться, получить как бактериальное заражение, так и вирусное.
На здоровье органов пищеварения нужно обратить основное внимание, поскольку они являются защитным механизмом, который важен для поддержания иммунной системы.
Таким образом, при выполнении асан, постарайтесь понять, как часто вы обращаете внимание на работу живота.
Поэкспериментируйте, как вы можете использовать работу живота в позах, насколько вы можете задействовать внутренние органы и как вы можете улучшить эту работу.
Итак, акцентируйте внимание на работе живота и внутренних органов, вовлекайте область
живота и органы брюшное полости в выполнение асан, чтобы сохранить здоровье.
Итак, органы живота должны быть в хорошем состоянии.
Важно употреблять хорошую свежую пищу и т.д. и мы делаем это.
Мы не едим нездоровую пищу, фаст-фуд, еду, приготовленную не дома (из ресторанов, служб
доставки).
Мы едим домашнюю пищу, так как это безопаснее.
Работа органов живота зависит от пищи, а иммунитет зависит от работы органов живота.
Это физиологический аспект иммунитета.
Вторая составляющая иммунитета – ум.
Если состояние ума неспокойное, много волнений, стресса, плохих мыслей и эмоций, это будет
негативно сказываться на работе иммунной системы и будет наносить ей вред.
Если у кого то ум расстроен, но у него хорошее здоровье, то он редкий счастливчик.
Потому что крайне редко бывает, что человек обладает нездоровым состоянием ума, но при этом здоров телом.
Это может быть случай или какая то редкая удача.
Обычно деятельность мозга и метаболизм, деятельность мозга и процесс формирования
иммунитета идут рука об руку.
Таким образом нам необходимо иметь здравый ум, здоровое психологическое состояние.
Следует снимать напряжение, вместо того, чтобы напрягаться, снимать стресс, вместо того, чтобы
испытывать стресс.
Нужно научиться переходить от состояния подавленности к состоянию отсутствия стресса.
И, когда при выполнении поз вы направляете внимание к голове, лицу, мозгу, черепу, вы, тем
самым, обращаетесь к своему психологическому состоянию, психической составляющей ума.
Ум становится тихим, спокойным, проявляет стабильность, находится в здоровом состоянии, в
нем нет признаков нездоровья.
Таким образом, при выполнении поз важно создавать направленность ума.
Итак, для повышения иммунитета следует направить внимание на работу живота и органов
брюшной полости, употребляя здоровую свежую пищу, обращать внимание на работу живота при
выполнении поз йоги, и обращаться к состоянию ума.
Это внутренняя работа внутри себя.
Когда вы проделываете эту внутреннюю работу, то приходите к такому состоянию, когда вы
перестаете беспокоиться о том, нравитесь вы себе или не нравитесь, любите вы себя или
ненавидите.
Вы находитесь в таком внутреннем взаимодействии, в котором не существует любви или ненависти.
И это очень важное поле для работы.
Внутри нас не должно быть двойственности, такой как привязанность – отвращение, нравится –
не нравится, любовь – ненависть.
Внутри себя мы должны выработать такое состояние, когда нет состояния двойственности, и мы сосредоточены на бытии.
И это уникальное состояние не привязанности ума, это тоже важно для формирования крепкого
иммунитета.
Если ум мечется между полярными состояниями – привязанность – отвращение, любовь –
ненависть, нравится – не нравится, такое состояние ума не приведет к укреплению иммунитета.
Выполняя позы йоги, мы можем контролировать состояние ума.
Мы можем успокаивать ум, контролировать ум, там нет места для метаний ума из стороны в
сторону, для колебаний ума между состояниями нравится и не нравится, люблю и ненавижу.
Мы можем научиться создавать такое ровное умонастроение при выполнении асаны.
И таким образом, выполняя позы йоги, мы можем заботиться о состоянии иммунитета.
Ну и наконец, позвольте мне сказать, что иммунитет – это не таблетка, которую проглотил и
готово.
Это метаболический процесс.
Нет единого рецепта поддержания хорошего иммунитета.
Вы можете принимать пищевые добавки, витамины, протеины, кальций, минералы и прочее.
Или вы можете не принимать таких добавок.
Иммунитет – метаболический, физиологический, биомеханический процесс.
Не стоит ожидать этакую таблетку для повышения иммунитета.
Нет такой асаны, которая являлась бы таблеткой для иммунитета.
Иммунитет формируется в долгосрочном периоде, это не что то такое, что может сформироваться
немедленно.
Процессы химического обмена внутри нас создают систему иммунитета.
Очень много сейчас в СМИ указаний – делайте эту позу для иммунитета, делайте эту пранаяму –
она полезна для иммунитета, но это обман.
Потому что иммунитет должен быть выработан нашей внутренней системой.
Выработка иммунитета занимает длительное время, развивается путем улучшения
биохимических процессов в организме, и улучшения метаболизма клеток нашего организма, и нет более быстрого средства, нет волшебной таблетки, нет конкретной асаны, которая была бы быстрой таблеткой, нет такой пранаямы, которая была бы таблеткой, нет такой крийи йоги, которая была бы таблеткой.
Поймите это. Продолжайте практиковать в соответствии с классическим пониманием йоги,
который я представил вашему вниманию.
Спасибо. "
Перевод Елены Ватолиной (Екатеринбург).